alefblogs.net
Tilda Publishing
о людях
александр ефременко

Первая учительница

Размышления о насущном
собственное мнение
Помните сказку "Буратино"? Так вот, в жизни первую учительницу можно сравнить с папой Карло, который будет строгать из вашего любимого "полена" социально ответственную личность, адекватную и устойчивую к внешним обстоятельствам. Если повезёт с этим мастером, если он с душей отнесётся к своему делу - это основа, фундамент в воспитании будущего ЧЕЛОВЕКА.

Мне повезло. Моя первая учительница - Валентина Андреевна - была педагог по призванию, как говорится, от Бога. Она просто жила своей профессией. Для неё не было чужих детей. Все ученики - это были её дети. Она переживала за каждого. За его успеваемость, за его поведение, за его здоровье, за его досуг в конце концов. Она без всякой установки свыше поднимала на уши всех родителей: кто может договориться за автобус, кто может его заправить, кто может договориться о посещении того или иного объекта - будь то хлебозавод или какой-нибудь памятник истории. Мы ездили в лес. Мы ездили на озёра. На различные пикники и мероприятия. Куда мы только не ездили. Причем, хочу заметить, в параллельных классах не было и трети той бурной деятельности, в которую вовлекала нас и наших родителей Валентина Андреевна.

Сразу в первом классе она объявила родителям своих новых учеников, то есть нас, что занятие бальными танцами просто необходимо, что такое неформальное парное общение научит мальчиков и девочек правильно общаться друг с другом, сплотит коллектив, и родительский в том числе. И знаете, всё так и произошло - мальчишки учились уважать девочек, девочки становились принцессами, а родители совместно решали вопросы приобретения бальных костюмов. Конечно через год-два кто-то ушел в другие секции, кто-то перестал заниматься вовсе, но это была серьезная часть общего фундамента в нашем воспитании.
До самого окончания школы наш класс как-то выделялся на общем фоне. И дело вовсе не в обеспеченности родителей, были совершенно разные по достатку семьи. Не в том, что кто-то был глупее, а кто-то умнее. Просто всегда в коллективе есть активный костяк, который задаёт общий фон. Если такой костяк состоит из трудолюбивых и ответственных, то и остальные тянутся за ними, стараются не отставать. А если наоборот - актив это разгильдяи и двоечники, высмеивающие одиноких отличников, как былых ворон, - тогда и общий фон складывается соответствующий. Благодаря нашей первой учительнице в моём классе такими воронами были отстающие, ярким показателем чему стали более трети золотых медалистов от общего количества учеников.

Из 32 маленьких разбойников только двоих она не смогла перевоспитать, хоть и очень старалась. Я помню, как она постоянно приглашала их родителей, проводила совместные воспитательные мероприятия, но там были очень плохие гены. Олег, так звали одного из них, чей отец отбывал серьёзный срок и, по-моему, уже не первый, был физически самым сильным в классе и самым агрессивным, соответственно старался выстроить вокруг себя отношения по закону волчьей стаи.
Валентина Андреевна, как опытный педагог, безусловно это сразу отметила и стала пресекать. Понимая все семейные обстоятельства и искренне переживая за мальчишку, всячески старалась объяснить ему, что с таким поведением его ждёт плохое будущее. К сожалению, всё оказалось тщетно, она промучилась с ним два года и в третий класс он уже пошёл не с нами. Вторая - была девчушка Лена, увы, очень сильно отставала по медицинским показаниям. Были, конечно, и другие двоечники в нашем коллективе, не у всех же семь пядей во лбу, но даже они всегда держали своё поведение в общей схеме созидания.

И конечно мы не были паиньками: и на партах рисовали, и дрались, и окна, бывало, из рогаток били, и девчонок за косы дёргали. Весомым аргументом в нашем воспитании было массивное золотое обручальное кольцо на пальце Валентины Андреевны. Она спокойно подходила, строго смотрела на опустившего голову чуть ли не в колени нарушителя, и не сильно, но весьма ощутимо, как весенний дятел, объясняла этим кольцом, что вести себя нужно прилично. Сейчас я понимаю, что мера эта была вынужденной и совершенно необходимой.

Как в любом классе, у учительницы всегда находились добровольные помощницы. Ах, Оленька - сбитая девчуха с длинной косой и обаятельной улыбкой. Всегда ходила с полным ранцем книг, и далеко не всегда в нём были необходимые учебники. Она просто обожала читать. Она и сейчас такая. А ещё у неё всегда были очень острые карандаши, и сидела она позади меня. Когда нам, двум непоседливым мальчишкам, под хвост попадала вожжа, дабы не отвлекать учительницу, в наши спины в качестве действенного транквилизатора на долю миллиметра вонзалось это адское копьё. Но обижаться нам было нельзя, потому что уже на следующем уроке литературы мы умоляли Олю пересказать нам заданное произведение, которое, конечно, мы не читали. А Оля читала даже мнение известных критиков об этом произведении.

Валентина Андреевна учила нас не только зубрить, она учила нас правильно мыслить, находить нетривиальные решения в любой сложной ситуации. И мы учились. Например, когда на очередном субботнике каждому классу определили участок клумбы, чтобы как следует перекопать его, наши границы обозначили, как "от этого забора" и "до вот этого куста". Мы свою работу сделали, но куст пересадили на два метра ближе.

Потом уже была вторая учительница, третья, был институт, но первая - она навсегда. Людям, которым повезло с первой учительницей, гораздо чаще везёт в жизни. Просто потому, что они изначально получили правильные установки.



Александр Ефременко
писатель, публицист
19.09.2018
Автор: Александр Ефременко
Фотография: СШ №7, г.Донецк, 2-а класс, классный руководитель Ляхова Валентина Андреевна, 1988 год
Поделиться:
не жадничайте, поделитесь публикацией
похожие публикации