alefblogs.net
Tilda Publishing
о людях
alefblogs

Люди. Лошади. Война.

Документальная история
люди / интервью / интересный разговор / социальные проекты
Вы любите лошадей? Я очень люблю. Это умные, сильные животные, которые служат людям много веков. Служат и не предают. Иногда, если пролистать ленту "Instagram", например, посмотреть на лица некоторых людей, в едином порыве жаждущих к себе внимания, а потом посмотреть в глаза лошади – разница колоссальная и совсем не в пользу человека. Но вы себе даже не представляете, на сколько это исполинское создание может быть хрупким, зависимым от того, кто его приручил.
А если это война? Как быть, какой выбор сделать? Я вам отвечу - в любой, даже в самой сложной ситуации, останься ЧЕЛОВЕКОМ – это твоя главная задача.

Я хочу рассказать вам совсем не выдуманную историю, которая произошла в моём городе, название которого сейчас знает весь мир – это город-герой Донецк. Случилась эта история с обычной девушкой по имени Юля – директором конно-спортивного клуба "Ягуар", а ещё с такими-же обычными людьми, которые просто оказались рядом, и со мной в том числе.



Александр Ефременко
писатель, публицист
Юля, конь Лимон и преданный пёс Боня
— Юля, расскажи пожалуйста, с чего вообще началась твоя любовь к лошадям?
— В тысяча девятьсот забытом году я очень сильно доставала родителей с просьбой отвести меня "на лошадок". Это было очень непросто, так как оба родителя должны были написать расписку, что в случае моей смерти, они претензий к школе не имеют.
— Прямым текстом?
— Да. Но я была очень настойчива - с мамы я "выбила" за неделю, папу дожала месяца через два, мне тогда было десять лет. И вот в 2000 году я победоносно, со справкой, пришла на конюшню, где все мои возвышенные мечты о дружбе с лошадками разбились о реальность. (Смеётся.) Это была Государственная спортивная школа олимпийского резерва, в данный момент она называется СДЮШОР "Локомотив". Я, на самом деле, очень благодарна за ту жёсткую "дедовщину", если так можно сказать, которая там была между старшими и младшими. Это были действительно спортсмены, они учили трудолюбию и уважению – не дай Бог ты неуважительно отозвался или прокомментировал стиль работы старших спортсменов, не умея сам при этом ничего, наказание следовало незамедлительно.
— Это отразилось на твоём характере в лучшую сторону?
— Меня научили сначала думать, потом говорить или думать молча. Меня научили трудолюбию. Я пришла девочкой-белоручкой – "фу, лошади воняют, сено грязное", старалась как-то обойти все эти моменты, но потом вошла во вкус, стала получать удовольствие от того что делаешь что-то полезное. Делаешь лучше, делаешь чище и так потихоньку, потихоньку мы росли вместе с лошадьми, а лошади там были не спокойные, не такие как сейчас у меня. Конь на задних ногах выходил, три часа работал и так же на задних ногах заходил, и ничего, не уставал, возможно, сказывалась селекция, классные лошади были.
— Тебе случалось объезжать лошадей?
— Уже во взрослом возрасте, голов пять или шесть, кого-то вообще с нуля, кого-то после долгих перерывов.
— Что ты чувствуешь, когда ломаешь характер большого сильного животного?
— Никогда не ломала, договариваюсь. Иногда наказываю, но вообще это диалог, как с обычным человеком. Я не люблю сгонять на лошади злость или провоцировать какой-нибудь конфликт, они это чувствуют и идут на контакт.
— Получалось это с необъезженными лошадьми?
— Да, когда лошадь понимает, что ей ничего не угрожает, что ей не будет больно. Конечно, бывает, когда лошадь неопытная, не понимает, что такое личное пространство человека, хлыст применять нужно, но не так, чтобы забить её. Как только она понимает – начинаешь гладить, успокаиваешь её. Если лошадь переходит дозволенную грань, воспитывать необходимо, иначе это будет происходить постоянно, она будет неуправляемая – это опасно.
Например, сейчас я занимаюсь заездкой новой лошади, которая никогда не имела контакт со спортивной жизнью и для него всё это ново, он не умеет ничего и объяснять нужно с самого начала. Он как маленький ребёнок – нервничает, психует, что что-то не получается, но работа эта очень интересная - объясняешь, договариваешься, как с ребёнком. Самое главное в этот момент не допустить у себя взрыв эмоций, они это сразу чувствуют, некоторые специально начинают провоцировать, у каждой лошади свой характер. Очень сильно отличаются по темпераменту жеребцы, кобылы и мерины (кастрированные жеребцы). Жеребец толкается, кусается, показывает свою точку зрения, с ним не расслабишься; мерину всё индифферентно; кобыла – это типичная женщина с непредсказуемым настроением, которое резко меняется, особенно в определённые дни – сегодня я всё выполняю, завтра я не помню, что мы с тобой выучили и ничего делать не буду, это нужно всё понимать и подстраиваться.
2012 год, фото из личного архива Юлии
— Как ты решилась всё это хозяйство взвалить на свои плечи, тем более во время войны?
— В этом клубе (КСК "Ягуар") я работала с 2012, сначала инструктором, потом меня перевели управляющим прокатной конюшней, где я координировала работу конюхов, хозяйственную часть и детские прокатные группы, в том числе для детей с ограниченными возможностями – иппотерапия и взрослые группы. Кормление, лечение лошадей – всё было на мне. Когда в 2014 году начались боевые действия, больше половины лошадей вывезли на территорию Украины. Связь с прежними владельцами разорвалась, и я оказалась одна с оставшимися лошадьми.
— Кто-то из инструкторов ещё остался?
— Нет. Я одна и 14 лошадей. Самый страшный период июнь-июль 2014 года, когда над головой свистит, лошади просто бьются в денниках о стены, потому что им страшно. Они всегда чувствовали обстрел заранее – за 10-15 минут, начинали кричать. Это очень страшно, когда 14 лошадей в панике бьются и ты с ними одна просто ждёшь обстрела, и ничего сделать не можешь, просто ждёшь. Слава Богу, падало рядом на территорию, в конюшню ни разу не прилетало.
На конюшне постоянно проживают не только лошади
— Как ты их прокормила?
— Сначала остатками того, что запасли ранее, потом, один раз бывшее руководство прислало машину кормов, но этого хватило ненадолго, потом своими силами – начал собираться коллектив, покупали за свои деньги, катали тех, кто остался, в парках, на площадях, на своей территории.
— С какого периода у тебя появились помощники и кто это был?
— Конец 2014 года. Это дети, они и сейчас все помогают – чистят конюшню, моют лошадей, разгружают корма и сено. Это школьники, 10 – 15 человек, от 10 до 16 лет, сейчас уже до 18-ти. Сначала ходили в 2014 году две девочки, они же были моими единственными клиентами. То есть, огромная конюшня, две девочки, которые приходили два раза в неделю, всё остальное время я одна и 14 лошадей. До сих пор, до того количества посетителей, что было до войны, до 2014 года, очень далеко.
Верные помощницы
— Сколько сейчас у тебя лошадей?
— На данный момент 21 лошадь.
— Как остальные появились?
— В августе 2014 года ко мне привезли четырёх лошадей, которых вывезли из-под обстрела с линии фронта, из заминированной конюшни. При спасении этих лошадей 6 человек погибли, пока их вытаскивали. Лошадей тоже спасли не всех. Приехали они в жутком состоянии – кости, обтянутые кожей, почти слепые, так как стояли в моче и аммиак выедал глаза, перепуганные, нервные. Мы их вылечили, они адаптировались и работают сейчас у нас на конюшне. Остальные лошади - частные, попали ко мне уже позже, это лошади моих друзей и знакомых, которых я давно знаю. Они их содержат, но коммерции я на этом не делаю, почти всех из них я знаю с детства.
— Сейчас кто ходит?
— Достаточно много детей ходит. Занимается группа спортсменов, которые участвуют в соревнованиях, в том числе и на нашей территории, дают театральные представления. Например, в конце октября мы планируем ставить "Мастера и Маргариту" верхом. Проводим профессиональные фотосессии с лошадьми.
Театрализованная постановка, КСК "Ягуар"
— Большой коммерции на этом не получается?
— Нет конечно. Некоторые дети бесплатно занимаются, чтобы навык не потерять, за это они мне на конюшне помогают, помогают по работе с посетителями. Я на них и опираюсь.
Добрые люди помогают иногда с кормами, с опилками. Просто по счастливому стечению обстоятельств приходят люди, которые в данный момент очень-очень нужны.
Один раз пришла бабушка, принесла целлофановый пакетик овса :

- Извините, это всё, что я могу.

Представляете, идёт мощный обстрел, всё гремит, а она с клюкой, еле идёт, приносит этот пакетик. Это поступок!

- Мне сказали, вам тут тяжело, я принесла, что могла.

Больше я эту бабушку никогда не видела.

Однажды девочка привела свою маму, которой поставили неутешительный диагноз – онкология на последней стадии:
-
У меня всю жизнь была мечта – проехать на лошади галопом.
-
А вы когда-нибудь сидели в седле?
-
Нет, но даже если я сейчас упаду и разобьюсь, мне всё равно, я всё равно умру.
Я посадила эту женщину на самую спокойную лошадь и пустила галопом. Женщина отпустила руки, заплакала, а через несколько дней девочка пришла и сказала, что мама на следующий день умерла. Никогда этого не забуду.
— Какие у вас спортивные достижения?
— Вообще мы за достижениями не гонимся, работаем для людей и для души, и лошадей бережём, но тем не менее, недавно проходили соревнования республиканского масштаба, у нас выступало две лошади, были очень сложные фигуры и элементы на уровне Малый Приз. Мы заняли первое и второе место.
— В глобальном смысле, чтобы было понятно непосвящённым, эти правила и задания на каком уровне – районный, городской?
— На уровне мира. Есть Малый Приз, Средний Приз, Большой Приз, по каждому есть определённой сложности элементы и эту схему проходят всадники во всем мире. Протоколы соревнований и система оценивания тоже единые. Никаких поблажек, даже по внешнему виду – обязательно выездковое седло, мундштучное железо; у всадника – выездковые чёрные сапоги, белые бриджи, белые перчатки, фрак, цилиндр, рубашка и жабо, вне зависимости от пола и возраста, в противном случае, всадник просто не допускается к выступлению – это элегантный спорт королей.
Татьяна и Бомбей
— Какие ещё знаковые события происходили за эти четыре года?
— В 2015 году, когда клиентов совсем не было, ничего нет, мы думали - что мы можем сделать, чтоб и клиентов привлечь, и для людей что-то сделать. Начали устраивать "Дни доброты" – раз в месяц всех, кто приходил на конюшню, катали бесплатно, разрешали фотографироваться. Собиралось до 300-т человек, катали целый день, не брали ни копейки, но сколько радости мы видели в глазах детей. Когда приходит женщина с ребёнком пяти лет и у неё просто нет денег, а мы сажаем и катаем – эти глаза нужно было видеть. Так-же, такие дни делали для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, для детей из интернатов. Был ещё случай один зимой 2015 года – приехал к нам один человек, помню сказал, что зовут его Славик, что очень любит лошадей и хочет помочь. Покатался. На следующий день звонит, говорит – открой ворота, я вам овёс привёз. Ну, я думаю спасибо, хоть пару мешков привезли. Открываю ворота – заезжает фура. Хотел ещё приехать покататься, но не доехал. Мы к нему на могилу ездили.
Дети в гостях у "Ягуара"
— Что было самое страшное?
— Была ситуация, когда у нас хотели, так скажем, нехорошие люди забрать лошадей. Были угрозы. Один раз случилась перестрелка на территории – начали стрелять в сторону раздевалки, где в этот момент находились дети, слава Богу, никто не пострадал. Подстерегали меня возле дома. Выследили момент, когда я была одна – сильно побили, сломали челюсть. Потом снова приезжали на конюшню, избили меня прикладами в присутствии моей матери. В конце концов сердце мамы не выдержало и в 2016 году я её потеряла.
Если бы мне сейчас задали вопрос: "Что бы я поменяла за эти четыре года?", - я бы сказала, что ничего.
Юля Светличная
— Ты ещё в кадетском корпусе преподаёшь?
— Да, верховую езду.
— Боятся тебя?
— Нет, уважают и я их уважаю, они со мной дружат.
— Бывают, скажем так, странные посетители?
— Один раз женщина, с виду вполне нормальная, принесла пакет куриных костей лошадок покормить. Мне эта мысль потом спать не давала, как так-то, вроде всем деткам читают сказки: коровка говорит "Му!", кушает травку; лошадка говорит "Иго-го!", кушает травку, - откуда куриные кости?
Ещё одна женщина спрашивала:
- Скажите, - говорит, - а лошади рождаются с этой железкой во рту?
Я отвечаю:
- Конечно, и по мере роста, железо во рту увеличивается.

Некоторые не понимают, что лошадь живая, и почему её нельзя в 12 часов ночи в мороз заказать на ёлку покататься, ну а за выпивших посетителей, а такие тоже бывали, я вообще лучше промолчу.
— Сколько у тебя сейчас лошадей на иждивении, которых только лечишь и кормишь?
— Не работают сейчас 7 лошадей. Не все больные, есть спортивные, норовистые, с ними работают только тренера, но доход они не приносят.
— Медикаментами тебе тоже помогают?
— Да, раньше очень много помогали, сейчас меньше, но тоже помощь есть.
— Лечишь ты сама?
— Я вызываю ветеринара, который даёт рекомендации, поправляет, направляет, а непосредственно процедуры сама делаю, ну и помощники у меня тоже есть опытные.
— Какая у тебя мечта?
— Я хочу просыпаться утром, каждый день и знать, что у меня гарантированно лошади будут кушать, пить воду, будут здоровыми или хотя бы, будут иметь возможность на лечение и стоять в сухих опилках. За эти годы это единственная, наверное, мечта. Ни курорты, ни яхты, ничего для себя не хочу.
— Сколько обходится содержание одной лошади в месяц?
— Если без ветеринарных обработок и добавок, без электроэнергии и других коммунальных платежей, только уборка денников, корма – сено, овёс и опилки – 5-6 тыс. рублей, в зависимости от аппетита каждой лошади. На один денник, в день только, опилок уходит две-три тачки – это в неделю "Камаз", 4-5 кубов на всю конюшню. Плюс к этому необходимы ветеринарные обработки, витамины, всяческие подкормки, коваль. Тяжело, когда болеют лошади – нужно очень много лекарств.
Вот недавно у меня болела кобыла – у неё был полиартрит, пока лечили, "вылетела" печень, после печени "вылетели" почки, она, бедная, жила просто на капельницах, но тем не менее, вылечили, сейчас она уже отъелась, работает, всё нормально, не хромает и не жалуется на здоровье, аппетит - будь здоров, а помню, как я приходила и видела этот "трупик" в углу - похудевшую, с впалыми глазами, её бедную трусит, когда приходилось ей обезболивающее колоть каждые пол часа, когда это продолжается три недели, думаешь, чтоб она просто выжила.
— Близкие тебя поддерживают?
— Своему молодому человеку я сразу сказала, что никаких фраз типа "я или лошади" быть не может, ответ будет однозначный, или принимаешь меня со всеми этими проблемами изначально, или мы не вместе. Он согласился. И сено под миномётным обстрелом грузил в Тельманово в 2014-2015 году, и сейчас вместе лошадок ночью лечить ездим.
— Спасибо большое тебе за интересный рассказ. Очень хочу пожелать, чтобы мечта твоя исполнилась, побольше тебе на этом нелёгком пути добрых и отзывчивых людей.
— Спасибо, на это только и надежда.

Конюшню эту в Донецке многие знают, но очень немногие знают каких усилий стоит это сохранять и поддерживать.

За эти годы девочки привыкли надеяться только на себя, но жизнь показывает, что добрые и отзывчивые люди есть, они не перевелись, а помощь нужна всегда.

Подумайте о том, что любая ваша, даже самая скромная, лепта, это шанс ещё одному, а может и нескольким детям, у которых такой возможности не было, посмотреть в глаза этим умным, преданным и благородным животным и получить от них заряд положительных эмоций.


Страница клуба в VK https://vk.com/ksk_jaguarr

Личная страница Юлии https://vk.com/irmavira

07.10.2018
Автор: Александр Ефременко
Фотография: Александр Ефременко, личный архив Юлии Светличной
Поделиться:
не жадничайте, поделитесь публикацией
похожие публикации